Блистательная школа барокко

В Италии римское барокко прокладывает главное русло нового стиля. В Риме, столице католического мира, особенно наглядно проявляется ни с чем не сравнимое сращение художественного явления с социальной реальностью.

Была организована перепланировка Вечного города, осуществленная по прямым проспектам с ориентацией на наиболее значительные памятники. Эта сценографическая структура легла в основу барочного Рима и была воплощена стараниями целого ряда крупных зодчих:

  • Карло Мадерна (Каполаго, кантон Тичино, 1556 – Рим, 1629), автор фасадов церкви Санта-Сусанна (1596—1603) и собора Святого Петра (1603-1612);
  • Доменико Фонтана (Мелида, Швейцария, 1543 — Неаполь, 1607), которому принадлежат самые крупные градостроительные проекты конца XVI в.;
  • Фламинио Понцио (Виджью, ок. 1560 – Рим, 1613), автор, среди прочего, казино Виллы Боргезе (1609-1613) и капеллы Паолина в Санта-Мария Маджоре (1605—1611).

Архитектура Барокко

При папе Урбане VIII из рода Барберини (понтификат 1623-1644) следующее поколение зодчих довело до полной зрелости процессы, начатые ранее.

В архитектуре критическое отношение к композиционным методам классического толка уступило место их более широкому пониманию и пересмотру: главную роль в этом сыграли три главные фигуры в период около 1630 г.: Джованни Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона.

Архитектура Барокко

Пространственные и объемные элементы уже не распределяются согласно простой геометрии и мгновенному уяснению их логики — они становятся полем силовых линий, заставляющих и несущие элементы, и поверхности сжиматься и изгибаться, усложняясь в соподчинении частей.

Карло Райнальди

Карло Райнальди (Рим, 1611—1691) начинал свою архитектурную практику с отцом, Джироламо Райнальди (1570—1655). По заказу папы Александра VII осуществил строительство церкви Санта-Мария ин Кампителли (1656— 1665), считающейся его шедевром и по сценической эффектности — предвестником тенденций позднего барокко.

Райнальди провел любопытную перепланировку Пьяццы дель Пополо, поставив в точках выхода осевых проспектов две одинаковые церкви: Санта-Мария ди Монтесанто (1661—1663) и Санта-Мария деи Мйраколи (1675—1681).

Представители барокко:

Также можно отметить следующих итальянских представителей стиля барокко: Карло Фонтана, А. Виттоцци, Амедео ди Кастелламонте, Гварино Гварини,  Бальдассаре Лонгена, Джованни Батиста Черано, Пьер Франческо Маццукелли.

Представители барокко во Франции: Луи Лево, Жюль Мансар, Клод Перро, Шарль Лебрен, Ж. Дюсерсо и Пьер Ле-мюэ.

Временной период обращения архитекторов к барокко не ограничиваются эпохой Просвещения: данное направление снова обрело популярность в Британии между 1890 и 1910 гг., фигурируя под названием Wrenaissance — Ренессанс Кристофера Рена.

Лоренцо Бернини. Законодатель стиля

Преобразование Рима было начато папами еще в период Ренессанса. Перестраивались старые и прокладывались новые магистрали улиц, которые заканчивались у церквей. Такая идея должна была направлять движение многочисленных паломников. Но самым крупным и важным заказом продолжало оставаться строительство собора Святого Петра в Риме. Он так и не был завершен в предыдущем столетии.

Архитектор Карло Мадерно, изменив план Микеланджело, пристроил к собору Святого Петра огромный центральный корабль вместе с боковыми нефами. Главный фасад зодчий оформил большим ордером, показав тем самым, что он наследник ренессансных традиций.

Площадь Святого Петра. Рим. Италия. XVII в. По проекту Д. Л. Бернини

Но архитектор и скульптор Лоренцо Бернини, ставший преемником Мадерно по строительству, организовал интерьер и огромную площадь перед собором согласно новым, барочным принципам. Собор выглядел очень торжественно. Стены храма были покрыты полихромными украшениями из мрамора, лепнины, бронзы и золота. А пространство церкви Бернини заполнил огромными статуями.

Но и у гениев случаются ошибки. Когда было решено установить две колокольни на церковь Святого Петра, то выбор пал на Бернини как на самого значительного римского архитектора. Сначала хотели создать маленькие колокольни, но амбициозный Бернини решил сделать башни большими. Это было очень рискованно: он не учел, что церковь стояла на болотистой почве. К тому же из-за сложного характера у мастера не было опытных помощников. Единственным, кто мог бы ему помочь, был Борромини. Но архитекторы просто ненавидели друг друга.

Через два месяца после возведения башен появились трещины, которые стали резко увеличиваться. Папа Иннокентий X провел расследование причин ошибки Бернини, а не менее талантливый Борромини представил все улики против архитектора. Папа принял решение разрушить башни. Этот процесс занял 11 месяцев. Нет ничего драматичнее уничтожения на глазах творца его детища. Но на гениальность Бернини эта история не повлияла. Об этом свидетельствует его грандиозный проект площади перед собором Святого Петра.

Сама площадь перед храмом — величайший архитектурный шедевр эпохи барокко! Архитектор внес новые черты в традиционный план, придав площади форму овала и окружив ее колоннадой. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение динамичности, подвижности. Бернини остался в истории архитектуры как самый яркий представитель барокко.

Историческая характеристика барокко

В XVII в. активно развивались и экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики — от Испании до Великобритании;

Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал — как ни мала была принадлежавшая ему территория — копировал свою резиденцию с Версаля. Каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, тем самым способствуя развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII — XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием «барокко».

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города — резиденции и монастыри — необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 — х годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков.

Барокко жемчужина с изъяном

В разные периоды развития искусства и архитектуры в понятие «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу термин носил даже несколько оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд. Существует версия, что само слово происходит от португальского, означающего жемчужину неправильной формы. В настоящее время этим термином именуется стиль, который царил в европейском искусстве приблизительно с конца XVI до начала XVIII столетия.

От периода, когда работал Брунеллески, архитектура барокко унаследовала основательность и пышность. От Микеланджело в будущий XVII век перешли динамичность и глубокая эмоциональность. Черты классицизма и барокко гармонично слились в единое целое. Возникла неповторимая по своей красоте архитектура, впитавшая в себя лучшие достижения предыдущих поколений зодчих.

Палаццо Кариньяно. Турин. Италия. XVII в. Архитектор Г. Гварини

Наступивший XVII век поставил новые задачи перед зодчеством. Ведущее место в развитии архитектурного строительства принадлежало Риму. Виллы и палаццо итальянской знати и духовенства, рассчитанные на пышные, театрализованные приемы и праздники, стали проектироваться как единые ансамбли, которые, в свою очередь, умело вписывались в городские дворцово-парковые ансамбли.

Возникновение стиля

В XVI в. в некоторых странах под влиянием реформистского движения произошло ослабление могущества католической церкви, поэтому в последующий период церковь прилагает значительные усилия к возвращению утраченных позиций. Одновременно укрепляется господство светских властей. Новый художественный стиль — барокко — отвечает стремлению мощь и богатство путем внешнего их выражения. Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях.

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

В градостроительной практике этого времени вырабатывается тип площади, пространство и застройка которой подчинены монументальному сооружению, играющему роль композиционной доминанты. Так был создан тип площади, превращающейся как бы в своеобразный открытый вестибюль перед церковным зданием. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669). В соответствии с общим характером архитектуры рассматриваемого периода композиционные решения этих площадей, основанные на сложных криволинейных очертаниях, отличаются большой пространственной динамикой.

Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности. Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари. И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.

Барокко в Европе. Королевская роскошь

Барочные идеи распространились по всей Европе. Во Франции развитие стиля связано со временем правления Людовика XIII. Это вполне объяснимо: барокко — пышный, помпезный и торжественный стиль, а это поистине королевские черты! Но под влиянием традиций итальянского ренессанса французское барокко имело более спокойный характер. В отличие от Рима, здесь в архитектуре дворцов и городских особняков строгость стиля всегда преобладала над художественной фантазией.

Церковь Иль Джезу. Главный фасад. Рим. Италия. XVI в. Архитекторы: Д. Б. да Виньола, Д. дела Порта

XVII век в Париже начался с радикальных изменений в планировке города. Осваивались новые монументальные пространства. Появились ставшие впоследствии очень популярными в Европе и даже России квадратные площади со скульптурой или фонтаном в центре. Самыми первыми из них стали Вандомская площадь и площадь Вогезов.

В церковной архитектуре французы ориентировались на римские, прежде всего центричные по своей композиции, типы построек. Но возводили их уже с элементами нового стиля. Например, в соборе Инвалидов в Париже архитектора Ж. А. Мансара основная часть здания с использованием большого ордера была решена в стиле классицизма. А в силуэте купола и в пластических элементах его убранства можно увидеть барочные черты.

Людовик XIV всячески поощрял размах архитектурных ансамблей, отдельных общественных и частных зданий. Но в эту эпоху фасады большинства крупных дворцовых построек решались уже в духе нового стиля — классицизма, а барокко сохранялось главным образом в интерьерах. Примером могут послужить Большой королевский дворец в Версале Л. Лево и Ж. А. Мансара или восточный фасад Лувра К. Перро. Противопоставление классических экстерьеров и барочных интерьеров — специфическая черта французской архитектуры того времени.

Фраунекирхе (церковь Богородицы). Дрезден. Германия. XVIII в.

В целом сооружения, построенные в эпоху барокко в Европе, не имеют соперников по красоте, пышности и торжественности. Может быть, в них нет благородства и ясности античных храмов. Но это настоящий триумф развития каменного зодчества.

Основные особенности

Эстетический и интеллектуальный кризис маньеризма, вкупе с религиозным и политическим кризисом, связанным с контрреформацией, вызвали критику классических канонов и форм выражения, повысив роль фантазии, оживив чувство нового и жажду иллюзии.

Факторы зрелищности: цвет, свет, динамика форм

Особенности барокко:

  • поиск хроматических и светотеневых эффектов,
  • композиционная динамика,
  • богатство декора и разнообразие используемых материалов (стукковая лепнина, бронза, полихромный мрамор),
  • иллюзионистическая сценография с перспективой и рисованной архитектурой, которые придали убедительную оправу темам
    триумфа, апофеоза и аллегориям,
  • градостроительная систематизация, рассчитанная на создание целостного образа города,
  • предпочтение волнистых линий, даже в планах церквей.

Архитектурное пространство мыслится органично целостным; перспектива – сценографическим приемом иллюзии; здания открыты непрерывному диалогу с городской средой или с окружающим ландшафтом; скульптура всегда сохраняет динамичную связь с пространством, которое ее хранит.

В этих главных аспектах уловима глубокая связь нового стиля с исторической реальностью, в которой он зародился и развивался. Абсолютные монархии (Испания и Франция) и папство, сделавшее ставку на контрреформацию, вносили строгие, императивные категории в определение каждой формы в дворцовой или церковной постройке. Утвердилась типология однонефных, пространственно цельных храмов.

Виньола

Образцом служила римская церковь Иль Джезу, построенная по проекту Якопо Бароцци, или Виньолы (Виньола, 1507 – Рим, 1573).

Архитектура Барокко

Он был и теоретиком архитектуры, и действующим архитектором, активно строившим в Риме (с 1549) и для клана Фарнезе (Вилла Фарнезе в Капрароле, 1559-1573), и для Ватикана, став руководителем работ на вилле Юлия III, а с 1565 г. и на строительстве Сан-Пьетро.

Возникновение стиля барокко

Барокко

(итал. barocco, букв. — причудливый, странный) — стиль искусства и

архитектуры 17-18 веков.

В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд . В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. Черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое: от маньеризма барокко унаследовал динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса позаимствовал основательность и пышность.

Возникновение стиля связано с общим кризисом гуманизма и наступлением феодально-церковной реакции, характеризующейся отрицанием рационалисти-ческих, светских тенденций в искусстве и научных открытий, подрывающих идеологические устои католицизма.

Архитектура Запада

В архитектуре стиль барокко нашел отражение в возрастающей роли эмоционального начала. Коллизия чувств, внутренняя напряженность, динамичное движение форм становятся характерными чертами образного содержания произведений. Архитектурные композиции теряют черты гармонического равновесия. При этом иррациональность форм сочетается с некоторыми рациональными чертами, явившимися следствием отражения в искусстве новейших достижений научной мысли. Оно выражается в господстве оси, симметрии, волевого принципа

Наиболее ярко черты барокко в архитектуре характеризуют храмы, строительству которых католицизм уделяет особое внимание. Композиции придается фронтально-осевой характер с сильным акцентом на главном фасаде и глубинным развитием внутреннего пространства

Вместо спокойного равновесия ясно расчлененных, взаимно соизмеримых масс и пространств начинает преобладать пластичная монолитность и динамика. Ордер, оставаясь основным средством расчленения, почти полностью теряет конструктивность: его трактовка подчеркнуто декоративная и пластичная. Как бы вырастающий изнутри стены, ордер становится неотъемлемой частью самого массива, средством его «скульптурной» пластики. Вместо соизмеримой с человеком масштабности часто появляется нарочитая преувеличенность размеров ордерных форм. В композиции фасадов раскрепованные элементы ордера обычно сгущаются к оси, акцентируя главный вход. Внутренняя напряженность обработанных ордером масс подчеркивается и элементами пластики — волютами, массивными, часто разорванными фронтонами, нишами, обрамлениями окон, скульптурой, картушами и т. п.

4. Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Для барокко характерны усложненность планов, неожиданные пространственные и световые эффекты, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей. Ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Преобладающие

и модные цвета

Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом

Линии

Причудливый выпукло — вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение

Форма

Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы

интерьера

Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления

Конструкции

Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые

Окна

Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру

Двери

Арочные проемы с колоннами; растительный декор

III. Заключение

Архитектурные формы барокко унаследовали некоторые итальянского ренессанса и вместе с тем превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Барокко возник в Европе как совершенно новый неповторимый стиль и вобрал в себя дух присущей ему эпохи.

Список источников

  • mirznanii.com
  • SiteKid.ru
  • vuzlit.ru
  • delovoy-kvartal.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

18 − семнадцать =