Проект дома в стиле Райта из арболита

Удобное и практичное решение для «дома прерий» в российском климате – дом из арболитовых блоков. Он получается легким (это позволяет опирать веранды и комнаты на колонны, а не на несущие стены первого этажа) и теплым (это немного нивелирует теплопотери через большие окна).

Для тех, кто попал на этот сайт впервые и еще не был на главной странице: арболитовый блок – прочный строительный материал на основе сосновой щепы и портландцемента. Практически не имеет недостатков, за исключением водобоязни (правда, не больше, чем у древесины).

Кстати, если такой дом построить в южных странах СНГ, он будет отлично сохранять прохладу – тут теплоизоляционные свойства арболита тоже выступают на первый план.

Фундамент

Если геодезические данные не говорят о том, что условия для стройки будут экстремальными (например, уровень грунтовых вод слишком высок, грунт непрочен или заболочен, есть опасность сейсмической активности), фундамент под дом можно сделать мелкозаглубленным ленточным или столбчатым.

Арболитовый блок, как и дерево, требует тщательной изоляции от влаги. С этой целью делают:

  • гидроизоляцию между фундаментом и первым рядом кладки;
  • отмостку;
  • продухи (в случае, если позволяет тип фундамента);
  • дренаж (отвод воды из-под здания).

Подробно о типах фундаментов и всех вышеперечисленных мерах можно прочитать в специальной статье на эту тему . Правда, если философия стиля Райта строго соблюдена, дом будет стоять на возвышенности, и излишняя влажность ему не грозит.

Кладка стен

Укладка арболитовых блоков ничем не отличается от укладки любых других: керамзито-, пено-, газобетонных: это обычная ложковая перевязка. Есть только несколько нюансов, соблюсти которые несложно.

Кладочный раствор (желательно с перлитом, а лучше – клей для ячеистого бетона) кладут совсем тонким слоем: так, чтобы готовый шов был почти не виден. После схватывания он превратит блоки в монолит.

Кстати, именно по этой причине можно не утруждать себя заливкой монолитного арболита: он не будет таким прочным (с обоснованием можно познакомиться ), а мостиков холода в блочном все равно нет.

  • Как и во всякой блочной кладке, требуется армирование сеткой каждые 3–5 рядов.
  • В качестве верхнего ряда можно уложить армопояс из специального блока , а не устанавливать дополнительную опалубку, чтобы залить цементный пояс: армоблок сам послужит несъемной опалубкой.

Технологии отделки

Современные технологии позволяют точно имитировать дерево или камень – так, что о происхождении материала отделки сразу не догадаешься. При этом они будут легче и удобнее натуральных.

В данной статье мы разберем архитектурные особенности, а также проекты домов в стиле Райта. Для начала стоит разобраться, что из себя представляет планировка и интерьер дома в стиле Райта.

Такое название стиль получил от своего создателя – Фрэнка Ллойда Райта. Это американский архитектор, который сделал огромный толчок в развитии западной архитектуры в 20 веке. Обсуждая его стиль, мы должны сказать, что в статье будет говориться о направлении прерий. Идею постройки домов Райт позаимствовал у ровных степей США. В этом мы можем легко убедиться, увидев такой дом вживую или на фотографиях. Горизонтальная направленность и низость дома, как будто пытаются слить его с горизонтом.

Архитектурное студия Конюковых

Еще одним признаком, по которому легко можно узнать дома в стиле Райта, это их крыши. Как правило, они отличаются очень низким углом наклона, а иногда, бывают и вовсе горизонтальные. Также они на несколько десятков сантиметров выходят за основной фундамент дома, как будто накрывая основную часть некой «шляпкой».

Архитектурное студия Конюковых

При создании проекта архитектор также немало подчерпнул для дизайна из такого популярного направления как минимализм. В наше время он особенно часто применяется при постройке домов или оформлении его интерьера. Используя современные стили и материалы, он смог объединить эти два направления.

Архитектурное студия Конюковых

Ну и нельзя не сказать о том, что Райт был человеком, который очень любил природу. Поэтому его дома располагались исключительно на естественных ландшафтах. Территория перед процессом постройки его домов никогда не ровнялась и не копалась, строили на том, что есть. Поэтому вы легко сможете обнаружить дом в стиле прерий Райта, например, возле водопада или вообще над ним. Все это лишь в общих чертах описывает нам картину дома в стиле Райта. Давайте рассмотрим все его особенности поближе.

Архитектурное студия Конюковых

Особенности стиля Райт

Стиль считается весьма органичным для загородных домов и коттеджей.

Архитектурное студия КонюковыхСам известный архитектор придерживался мнения о том, что здания должны быть приземистыми и угловатыми.

Роскошные пилястры
и величественные колонны – это не его направление.

Дома, созданные в стиле Райта, должны являться продолжением земли, то есть смотреться максимально естественно – ничего вычурного и эпатажного.

Также для указанного стилевого направления характерны сегментированные постройки.

Это одноэтажные или двухэтажные эклектичные дома.

Натуральное дерево
и природный камень удачно сочетаются с бетонными и стеклянными элементами отделки. Дома, построенные в стиле Райт – это небольшие контрастные здания, которые редко можно увидеть в России.

Декорированные фасады для данного архитектурного направления не характерны. «Изюминка» стиля – это огромные панорамные окна, которые позволяют заполнить внутреннее пространство естественным светом.

При возведении загородных построек стиль Райта уже давно является очень востребованным. С годами его популярность только возрастает.

Настоящие поклонники
функциональности, эстетичности и лаконичных деталей должны по достоинству оценить подобный архитектурный замысел.

Цветовая гамма стиля

Стиль Райта предполагает уникальные сочетания. Оформление столовой с помощью природного камня и стандартная кухня станут отличным примером подчинения данному архитектурному направлению.

Что касается цветовой гаммы, то предпочтение отдается спокойным и нейтральным оттенкам. А вот хаотичность расцветок и вычурные золоченые узоры явно не будут соответствовать классическим представлениям о домах Райта.

При разработке проекта уместно будет вспомнить о сочетании черт этноса и минимализма
. Стиль прерий (Райта) всегда поражает своей простотой и уникальностью. Внешне одинаковые дома отличаются оригинальными чертами внутреннего убранства.

К сожалению, проекты таких жилых сооружений не очень востребованы на территории России. Только понемногу эти японские домики с плоскими крышами начинают возводиться в некоторых городах.

Минусы традиционных решений

  • Если дом построен из традиционных для стиля Райта материалов, то фундамент не всегда можно сделать облегченным
    . Например, железобетонное строение на болотистой почве потребует свайно-винтового фундамента с ростверком или, например, ТИСЭ.
  • Если конструкционным материалом выбрано дерево, понадобится хорошая огне-, био- и влагозащита
    .
  • Мало того, что кирпич и бетон – сами по себе «холодные» материалы, в «доме прерий» будут большие теплопотери
    через огромные окна. Все-таки проект возник в прериях североамериканского материка, и для наших холодных регионов он требует адаптации, прежде всего – утепления . А это лишние расходы.
  • Стиль приветствует сложные конструкции из тяжелых материалов
    , нависающие над обрывами и водоемами, либо просто балконы и веранды. Возводить их из кирпича или бетона даже с серьезным армированием сложно, а иногда ненадежно.

Отличительные особенности

Особняки и коттеджи в стиле Райта очень разнообразны, но все они имеют общие характерные черты:

  • горизонтальная ориентация строений;
  • угловатость и приземистость;
  • визуальное разделение фасада на множество секций;
  • открытая планировка;
  • отделка натуральными материалами в различных сочетаниях.

Дома выглядят очень лаконично и уютно, никаких вычурных деталей, сложных элементов, все просто и функционально.

Архитектурное студия Конюковых

Архитектурное студия Конюковых

Архитектурное студия Конюковых

Архитектура стиля

Изначально планировка таких домов была Т-образной или в виде креста: прямоугольные элементы пересекались под прямым углом, образуя нестандартную, но очень удобную и надежную конструкцию. Современные проекты имеют преимущественно прямоугольную и Г-образную форму, благодаря чему экономится площадь под застройку.

Дома невысокие, даже если есть второй и третий этаж, а впечатление приземленности еще больше усиливает горизонтальная направленность построек. Угловатость зданиям придают многочисленные прямоугольные выступы – эркеры, разноуровневые пристройки, квадратные колонны. Цоколь и высокий фундамент отсутствуют, но сам дом возводится чаще всего на возвышенности. Крыши 3-х и 4-х скатные, с небольшим уклоном, иногда почти плоские. Характерной особенностью конструкции крыш являются очень широкие свесы, заимствованные из восточной архитектуры.

Архитектурное студия Конюковых

Архитектурное студия Конюковых

Материалы для строительства и отделки

Для возведения стен широко используется кирпич, керамические блоки, природный камень. Для перекрытий – деревянный брус и бетон. А вот каркасные конструкции для стиля Райта не характерны, как и полностью деревянные дома. В отделке приветствуется эклектика: сочетание бетона и стекла с натуральным деревом и грубо обработанным камнем. Есть немало вариантов комбинирования камня и гладко оштукатуренных стен.

Архитектурное студия Конюковых

Самый распространенный вариант наружной отделки представляет собой облицовку фасада декоративным кирпичом или рваным камнем, с разбивкой на участки горизонтальными полосами бетона. Бетоном также обрамляются границы выступов, парапеты и навесы, иногда окна. Дерево применяется для подшивки карнизных свесов, отделки террас и пристроек, возведения перегородок. В качестве кровельного материала самой востребованной является натуральная и мягкая черепица, реже – профнастил.

Окна

Окна в таких домах примыкают к самой крыше, могут располагаться по периметру здания сплошной лентой. Как правило, они имеют квадратную или прямоугольную форму, небольшое количество перемычек, ставни отсутствуют. Оконные проемы всегда имеют обрамление из бетонных полос либо толстых досок. Дорогие проекты предполагают наличие панорамных окон с обеих сторон от парадного входа.

Архитектурное студия Конюковых

Планировка

Планировка домов обязательно включает наличие широкой открытой террасы, а иногда и не одной. Внутренние помещения также достаточно просторны, несмотря на низкие потолки, а плавный переход из одной комнаты в другую создает ощущение непрерывного пространства. Дверные проемы широкие, строгой прямоугольной формы. Арочные конструкции для данного стиля нехарактерны.

Архитектурное студия Конюковых

Дома Райта: цветовая палитрафасадов и интерьеров

Цветовая гамма

Цветовое оформление домов в стиле Райта включает преимущественно нейтральные и теплые природные цвета: бежевый, песочный, все оттенки серого и коричневого. Белый используется нечасто, и всегда комбинируется с другими оттенками. Кровля должна быть темнее стен, а подшивка свесов светлая (обычно белая или бежевая). Элементы оформления углов и проемов подбираются под цвет кровли.

Архитектурное студия Конюковых

Дом «Kenneth Laurent»

Стиль Райта история и современность

Дома в стиле Райта иначе называются «домами прерий», так как основное влияние на их внешний вид оказали бескрайние американские степи. Действительно, строения в этом стиле, широкие, приземистые, будто стараются слиться с линией горизонта; натуральные цветовые гаммы, которые используются в стиле, – коричневые, песочные, серые – тоже помогают дому «потеряться» на фоне природы.

Итак, несколько характерных черт «домов прерий»:

  • расположение на возвышенности (для достижения максимальной освещенности внутри);
  • широкие окна;
  • малая этажность (чаще всего – один просторный этаж, который будто старается прижиматься к земле);
  • причудливые, но удобные и функциональные формы зданий (T-образные, L-образные, X-образные);
  • большое количество горизонтальных линий;
  • солидный камин или, реже, очаг в центре дома;
  • максимальный отказ от перегородок и использование зонирования внутреннего пространства. Отделяются обычно только санузел и (иногда) спальная зона.

Архитектурное студия Конюковых

Несмотря на то, что классический «дом прерий» – это один-единственный этаж с довольно низким потолком, в нем просторно: архитектор умело использует все пространство сверху донизу. Например, в одном из домов, которые проектировал лично Райт, по всему периметру расположена широкая антресоль: она образует дополнительный полуэтаж и добавляет полезного пространства. Этот прием почему-то нечасто используется в архитектуре, хотя он и функционален, и интересно обыгрывается дизайнерами.

Влияние восточной культуры на стиль Райта

Райт был страстным поклонником азиатской культуры, поэтому некоторые черты его архитектурный стиль перенял от восточных храмов:

  • угловатость и сегментированность;
  • широкие плоские формы самих зданий, их крыш и предметов обстановки;
  • гармоничное «перетекание» дома в сад и наоборот (например, посредством частично крытой террасы, патио и т.д.).

Больше того – в начале XX века Райт уезжал работать в Японию и сам оказал не меньшее влияние на японских коллег (Kazuyo Sejima, Kengo Kuma, Takaharu Tezuka), чем на него – их предшественники.

Архитектурное студия Конюковых

Стиль Райта сегодня

«Дома прерий» – это не только элитные индивидуальные проекты, но и ряд бюджетных разработок. В биографиях Райта эти работы относятся к «юсоновскому» периоду. Это компактные, эргономичные и экономичные дома, при строительстве которых используются каркасные технологии.

Будучи ярым сторонником деурбанизации, Райт даже создал проект «Город широких горизонтов» – концепцию застройки пригорода малоэтажными зданиями. Там и были использованы его разработки каркасных «домов прерий».

Новый тип дома

Архитектурное студия Конюковых

Райта часто называют новатором, архитектором, значительно опередившим свое время. Чтобы понять, насколько смелыми казались его решения, достаточно представить традиционный американский дом XIX века: классическую виллу с симметричной композицией, сложной крышей и богатым декором — колоннами, лепными рельефами. Все это в новой концепции оказалось ненужным и излишним — так же, как чердак и подвал.

Согласно принципам органической архитектуры, дом не повторяет природные формы, но вырастает так же естественно и рационально, как и все в природе. Эффект усиливает использование натуральных материалов – кирпича и местного камня. Отгороженные от окружающего мира постройки архитектор заменил на сложные асимметричные композиции с террасами и вынесенными далеко за пределы дома скатами крыши, позволяющими объединить здание с природой и осуществить постепенный переход от экстерьера к интерьеру. Следуя той же логике, архитектор отказался от традиции помещать дом на вершину холма, предпочитая вписывать его в рельеф. Примером может служить собственная резиденция Райта «Талиесин», название которой отсылает к имени валлийского барда и переводится как «сияющий лоб». Именно «лоб», а не макушка холма, стал местом расположения дома и его пристроек.

Архитектурное студия Конюковых

Примечательно, что Фрэнк Ллойд Райт никогда не повторял уже найденные решения. В каждом случае он экспериментировал с формой и содержанием здания, ломая привычные представления о доме и его составных частях. Глухие стены, будучи утопленными вглубь террас или растворенные в стекле, визуально исчезли или превратились в подобие ширм и перегородок.

Архитектурное студия Конюковых
Архитектурное студия Конюковых
Архитектурное студия Конюковых

В проекте одного из офисных зданий архитектор полностью отказался от окон, применив ступенчатую конструкцию с зенитными фонарями на крышах, обеспечивающими равномерное освещение внутренних пространств. В жилых домах и коттеджах Райт также избегал стандартных оконных проемов, заменяя их на ленточное остекление. С помощью такого приема архитектор нивелировал и ненавистные ему углы, соединяя окна под прямым углом. Впоследствии этот принцип прочно вошел в современную архитектуру.

Во всех постройках Райта, а сегодня известно более 300 зданий мастера, поражает разнообразие их планировок. Всегда живописные, сложные и не повторяющие друг друга планы строятся на основе кругов, дуг, треугольников и прямоугольников.

Одним из самых значительных произведений мастера стал «Дом с водопадом», проект которого сам автор считал ярким отражением принципов органической архитектуры. Здание построено на основе массивных железобетонных консолей, нанизанных на каменные опоры в центре здания. Расположенные в асимметричном порядке, консоли образуют террасы и одновременно служат крышей для предыдущего уровня. Использование местного камня в облицовке дома позволило гармонично вписать постройку в природный ландшафт. Те же материалы архитектор применил и в отделке интерьера, создав непрерывную связь внешнего и внутреннего. Скала, на которой покоится здание, стала полноправным элементом интерьера гостиной, образовав уступчатый пол, который сохранили в неизменном виде. И главное украшение резиденции – прекрасный водопад, который струится прямо из подножия дома.

Краткая информация

  • Год завершения строительства: 1904;
  • Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт;
  • Расположение: Баффало, Нью-Йорк, США;
  • Размер: 1400 квадратных метров сам дом, общая квадратура всех пяти здания комплекса составляет почти 2700 квадратных метров.

С первого взгляда можно понять, что этот дом выполнен в стиле прерий: низкая крыша, вытянутые окна, бетонные перегородки и узкие длинные кирпичи.

Это юго-восточная сторона, на которой располагается главный вход.

Архитектурное студия Конюковых

Чтобы лучше понять замысел Райт, стоит рассмотреть внимательно рисунок самого архитектора.

Архитектурное студия Конюковых

Перед тем как приступить к строительству основного дома, Мартин попросил Райта спроектировать дом для его сестры Дельты. Он расположен в северо-восточном углу (справа на рисунке). Он немного похож на дом самого Мартина, только за счет некоторых пропорций смотрится выше.

Архитектурное студия Конюковых

Если смотреть на основной дом с южной стороны, то можно по достоинству оценить горизонтальную природу дизайна. Как и в большинстве домов в этом стиле, входная дверь скрыта.

Архитектурное студия Конюковых

Панорамная съемка западного крыла охватывает эту часть здания в полном объеме. Здесь мы видим вход, которым пользовались слуги, беседку, сад и небольшой гараж.

Архитектурное студия Конюковых

Гараж не является полной копией оригинала, но все равно реконструкция просто поражает своей точностью.

Архитектурное студия Конюковых

Здесь виден экстерьер оранжереи.

Архитектурное студия Конюковых

Много труда было потрачено и на оформление ландшафтного дизайна. Специалист Уолтер Гриффин и Райт сотрудничали и создавали лужайки и клумбы, подходящие под общий замысел.

Архитектурное студия Конюковых

Беседка, или скорей крытый коридор, ведущий в оранжерею, является одним из самых важных элементов всей постройки. Такое использование пространства Райт потом еще не раз использовал в своей работе.

Архитектурное студия Конюковых

Архитектор Тошико Мори, который вел реконструкцию, спроектировал приемную для всех посетителей комплекса. Он не ставил себе цель сделать копию зданий Райта, а наоборот, придумал стеклянный дом, который бы не отвлекал посетителей от главной достопримечательности.

Крыша как будто бы парит над стеклянными стенами. На самом деле она опирается на четыре колоны в центре здания.

Архитектурное студия Конюковых

Как и в домах в стили прерий Райта, крыша здания свисает, обеспечивая здание дополнительной тенью и скрывая его от солнца.

План здания не повторяет решения Райта, но несомненно отсылает нас к его идеям.

Архитектурное студия Конюковых

На раннем плане комплекса главный дом расположен слева, беседка ведет в оранжерею и гараж, а дом Дельты как будто бы немного стоит в стороне справа. Здесь также отображены ландшафтные задумки Гриффина.

Архитектурное студия Конюковых

Старые фото интерьера напоминают то, что можно увидеть и в других домах этого стиля – открытые пространства, выполненные из дерева и кирпича. Любовь Райта к дубу сильно усложнила работу реставраторам.

Архитектурное студия Конюковых

На фото гостиной видно, как архитектор мог разбивать комнаты на зоны без использования стен. Дверь справа ведет на террасу.

Архитектурное студия Конюковых

Последняя стадия обновления дома в самом разгаре, хотя осталось еще очень много дел – обновление систем отопления, вентилирования и кондиционирования, электрические работы и полная реставрация интерьера. Оригинальные окна работы Орладно Джианнини будут возвращены. Это будет последний шаг в многомиллионной работе по восстановлению этого дома.

Архитектурное студия Конюковых

Список источников

  • www.Azbuka-stroy.ru
  • podstroit.ru
  • designerdreamhomes.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

восемнадцать − девять =