Скульптура модерна

Основные черты скульптуры стиля модерн — это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, ее предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров: Огюста Родена и Аристида Майоля.

Среди десятка работ Родена самая известная — «Мыслитель». В своих работах он прославляет великую силу любви, её красоту и бессмертие. Другие его известные работы: «Первый поцелуй», «Вечная весна», «Поэт и муза».

Каталонец Аристид Майоль занялся скульптурой будучи уже хорошо известным мастером живописи. Экспериментируя с обнаженной женской натурой, он пытался создать образы естественной красоты, подчеркивал природную гармонию женского тела, чувственность и эмоциональность. Его работы — «Помона», «Ночью, Река», «Три нимфы» — находятся в лучших музеях мира, а всё его творчество по праву относится к шедеврам европейского пластического искусства.

Необычное видение мира и трактовка человека характерны для творчества чешского модерниста Франтишика Билека. Для его работ характерны полный реализм и достоверность изображения. Персонажи его работ — Моисея, Гуса — отличает новизна и нестандартная трактовка.

Другими блестящими образцами модерна в скульптуре являются работы Наума Аронсона — портреты Комиссаржевской, Толстого, Пастера. Он единственный из художников создал скульптурный портрет, который теперь хранится в одном из музеев Израиля. Его работы украшают многие музеи и галереи мира.

Одним из наиболее ярких представителей этого стиля в Италии был Адольфо Вильдт, работы которого прошли в своём развитии путь от символизма через венский и берлинский сецессион до зачатков экспрессионизма.

Стиль модерн в архитектуре

В последнем десятилетии девятнадцатого века зародился новый художественный стиль в архитектуре, стиль плавных совершенных линий и природных мотивов. В технологии строительства использовались стекло, метал, камень, за счет чего удавалось достичь необычайных изгибов фасадов зданий.

Виктор Орта – основатель модерна в архитектуре

Отцом-основателем модерна в архитектуре считается бельгийский архитектор Виктор Орта. В своих проектах Виктор Орта использовал новые по тем временам материалы, такие как металлические конструкции и стекло. Зданиям и их конструкциям он придавал необычные формы, близкие к растительной и природной тематике. В 1893 году Орта строит Дом Тасселя, который считается первой в мире постройкой в стиле модерн. Далее Орта возводит ряд не менее замечательных строений — собственный дом, а сегодня Музей Орта, дом Сольвей, дом Ван Этвельде.

дом Тасселя

дом Сольвей

В интерьерах зданий все с пола до потолка также проектировалось в едином изящном природном стиле – светильники, лестничные перила, своды, фурнитура — все чудесно и гармонично подобрано.

Один из самых модных трендов в современном искусстве интерьеров. Сочетая в себе несочетаемое – старину и новизну, этот стиль необычен и интересен… Читайте далее Стиль гранж в интерьере: спокойная классика или сиэтлский саунд

 Эктор Гимар – французский представитель школы модерн

Еще обучаясь в парижской школе изящных искусств, во время поездки в Брюссель Эктор знакомится с восхитительными архитектурными проектами Виктора Орта. Зарождающаяся архитектура в стиле модерн оказала неизгладимое впечатление на молодого Гимара, так в 1898 году он строит замок Беранже, сделавший его широко известным. Оригинальные фасады зданий очень понравились французской публике, и Гимар становится необычайно популярным на родине. Он занимается не только архитектурой, но также создает интерьеры к своим зданиям и проектирует мебель в стиле модерн. Одной из самых известных работ архитектора является Отель Гимар, который он подарил своей жене.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

отель Гимар

Эктор Гимар спроектировал входные павильоны первой линии парижского метро.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

парижский метрополитен

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

парижский метрополитен

Антони Гауди

Антони Гауди – испанский каталонский архитектор, является, пожалуй, самый ярким и наиболее известным представителем модерна. Известность к Гауди пришла далеко не сразу, он достаточно долго, более 12 лет трудился чертежником под началом именитых архитекторов, изучая архитектуру и создавая собственные чертежи, пытался участвовать в архитектурных конкурсах.

Решающим событием для Гауди и его будущих архитектурных творений было знакомство с богатейшим человеком Каталонии Эусеби Гуэлем, текстильным магнатом. Гуэль, ценитель искусства и красоты, разглядел в молодом архитекторе яркую индивидуальность. Итак, Гауди начал строить для семейства Гуэль, так появились проекты павильонов усадьбы Гуэля в Педральбесе недалеко от Барселоны, Винные погреба Гуэля в Гаррафе, часовни и крипта Колонии Гуэля и фантастический Парка Гуэля в Барселоне.

О том, как он произошел ходят различные легенды. Одни считают, что название этого стиля берет свое начало от итальянского barocco, что означает причудливый склонный к излишествам. Другие говорят, что имя стилю дала perola barroca– португальская «жемчужина неправильной формы»… О самом роскошном стиле читайте Роскошный стиль барокко в интерьере

Таким образом Гауди стал самым модным архитектором в Барселоне, богатейшие люди Каталонии заказывали у Гауди особняки один роскошнее другого. Творению Антони Гауди принадлежит более 20 чудесных и по сей день удивительных проектов, словно творений природы, – домов, часовен, гостиниц и иных сооружений, половина из которых и по ныне стоит в Барселоне.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

дом Мила, Гауди

Последним творением Гауди был бессмертный собор Святого Семейства Sagrada Família, став истинным воплощением его таланта.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

Sagrada Familia

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

Sagrada Família

Примечания

  1. . www.cih.ru. Дата обращения 19 ноября 2016.
  2. . StudFiles. Дата обращения 9 декабря 2016.
  3.  Власов В. Г. . Модерн, «стиль модерн» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПБ.: Азбука-Классика. — Т.V, 2006. — С. 556-577.
  4. . modern.ah.bench.nsu.ru. Дата обращения 19 ноября 2016.
  5. ↑ . 5fan.ru. Дата обращения 18 ноября 2016.
  6.  (недоступная ссылка). TARTLE.NET. Дата обращения 18 ноября 2016.
  7. ↑ . StudFiles. Дата обращения 18 ноября 2016.
  8. Administrator. . studme.org. Дата обращения 18 ноября 2016.
  9. ↑ . www.5arts.info. Дата обращения 18 ноября 2016.
  10. . StudFiles. Дата обращения 9 декабря 2016.
  11. ↑ . vk.com. Дата обращения 9 декабря 2016.
  12. . dominterior.org. Дата обращения 9 декабря 2016.
  13. La_belle_epoque. . www.liveinternet.ru. Дата обращения 18 ноября 2016.

Ювелирное искусство модерна

Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал, лунный камень, бирюза, а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке, Тиффани и Рене Лалика.

Графика модерна

Альфонс Муха. «Мод Адамс как Жанна д’Арк». Афиша 1883 года

Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво.

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков.

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли, немцев Томас Гейне, Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова. Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии — последователи «прерафаэлитов».

Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли — автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Графика Бёрдсли — классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона».

В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые.

Германия

В 1896 году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна — «югендстиль». К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Книжное, журнальное дело, имевшее давние традиции, достигло расцвета. Получили широкое распространение многоцветная печать, крупноформатный литографированный плакат и вместе с тем миниатюрная рекламная наклейка. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Каталоги издательских фирм, книжных магазинов, нередко, являлись настоящими графическими шедеврами, представлявшими картины художников.

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому.

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».

Модерн в России

Модерн захлестнул и дореволюционную Россию, изменился внешний облик зданий, легких и воздушных, каждое из которых имело свой собственный изящный архитектурный характер. В архитектуре из металла и бетона создавались высокие пролеты и свободные пространства, в моду вошли большие витражные окна, эркеры в несколько этажей, придавая окнам замысловатую конфигурацию.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

дом Морозова, русский модерн

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

гостиница Метрополь, русский модерн

Архитекторы стремились достичь внешней неповторимости своих зданий, используя всевозможные приемы оформления фасадов: облицовка керамической мозаикой, скульптурными орнаментами и композициями. В качестве декоративных элементов использовалась стилизация цветов, причудливо изгибающихся и переплетающихся стеблей растений. Очертаниям зданий иногда придавалась искусственная деформация.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

доходный дом Графа М.П. Толстого

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

музей А.В,Суворова, русский модерн

В России, а особенно в Петербурге 1900-х годов велось обширное строительство зданий в стиле модерн. Здесь зародился «северный модерн», в котором отделка фасадов осуществлялась природным камнем – гранитом и мрамором, залегающем на Скандинавском полуострове и в окрестностях Петербурга. В интерьерах наряду с каменной отделкой широко использовались древесина и металл.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

особняк Ксешинской, русский модерн

Наиболее известными проектами в России в стиле модерн являются Дом Морозова на Арбатской, гостиница Метрополь в Москве, особняк М.Ф. Кшесинской, музей Суворова, доходный дом графа М.П.Толстого, дом 1/3 на Кировском проспекте в Петербурге.

ИСТОРИЯ СТИЛЯ МОДЕРН В ИНТЕРЬЕРЕ

дом 1/3 на Кировском проспекте, русский модерн

О русском модерне рекомендую посмотреть замечательный фильм Андрея Шляхова «Прогулка в стиле модерн»

Живопись модерна

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа» с Полем Гогеном. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

Литература

  • Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
  • Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
  • Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом М.Советский художник., 1990. 360 стр. ISBN 5-269-00028-8
  • Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. „Вопросы искусствознания“ 2-3/94, М., 1994
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления.Мастера. СПб.: Стройиздат, 1992
  • Дьяченко А. Немецкая графика конца XIX — начала XX века» , М. 1989 г
  • Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993
  • Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала XX вв. М., 1989
  • Колотило М. Н. Женский костюм эпохи модерна в России. СПб. 1999.
  • Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988
  • Лисовский В. Г. Стиль модерн в архитектуре. М.: Белый город, 2016.
  • Лисовский В. Г. Северный модерн: Национально-романтическое направление в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX-XX веков. СПб.: Коло, 2016
  • Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
  • Нащокина М. В.: Архитекторы московского модерна.,1998
  • Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
  • Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
  • Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
  • Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
  • Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
  • Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства Нового времени. М.: Искусство, 1971
  • Сарабьянов Д. В. Стиль модерн.Истоки. История. Проблемы. В 2-х частях. М.: Искусство, 1989
  • Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
  • Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
  • Стернин Г. Ю. О Модерне // Музей. 1989. № 10
  •  Тубли М. П. . Эпоха модерна — пример синергетического культурного пространства. «Terra Aestheticae». Теоретический журнал Российского эстетического общества.№1(1), 2018. СПб.: Этезис, 2018. С. 145-169.
  •  Тубли М. П. . Так все же — «Стиль» или «Эпоха»? Архитектурный альманах. Выпуск 3, 2018. СПбГАСУ. СПб.: Издательско-полиграфический комплекс «НП-Принт, 2018. С. 19-27.
  • Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
  • Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008 ISBN 978-5-05-006996-2, 1-85627-832-8
  • Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987

Список источников

  • worlds-interior.ru
  • wiki2.org

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

4 − 2 =